Защита деловой репутации
Деловой успех предпринимателя или компании во многом зависит от репутации, сформировавшейся за годы предыдущей деятельности. Однако появившаяся внезапно новость негативного содержания, касающаяся вас лично или вашего предприятия, порой приводит к существенным репутационным потерям. Ее подхватывают СМИ, распространяют соцсети, и вот уже компания, гордившаяся своим добрым именем, теряет клиентов и деловых партнеров. Единственным способом оправдаться становится обращение в суд, чтобы доказать лживость обвинений и призвать клеветников к ответу.
Как признать распространяемую информацию порочащей
Восстановление деловой репутации через суд возможно лишь в том случае, когда сведения о предпринимателе либо компании:
- носят негативный характер и порочат ее репутацию;
- не соответствуют фактическому положению дел, т.е. являются ложными;
- распространяются третьими лицами.
Очень сложно доказать, что распространяемые сведения порочат деловую репутацию, если информация содержит реальные факты. Но в случаях, когда речь идет о заведомой лжи либо тенденциозном освещении фактических событий, защищать свою репутацию можно и нужно. Юристы нашей компании окажут вам в этом любую помощь, предусмотренную законом.
Порочащими сведениями, как правило, считается недостоверная информация о том, что предприятие нарушает законодательные нормы, использует не соответствующую действительности рекламу, недобросовестно ведет хозяйственные дела, нарушает деловую этику и т.д. В суде необходимо доказать, что опубликованные сведения относятся к вашей компании, не соответствуют действительности и наносят предприятию реальный ущерб, приводя к:
- снижению конкурентоспособности, падению продаж продукции;
- ухудшению репутации среди партнеров по бизнесу, клиентов и общественности, следствием чего может стать потеря деловых связей, отказ в кредитовании и др.;
- ухудшению перспектив развития компании.
При этом опубликованные порочащие сведения должны носить характер утверждения, но не субъективной оценки, что придется подтверждать экспертизой. Субъективное мнение не утверждает и не опровергает, а лишь оценивает факты, поэтому не может стать поводом для судебного иска. Если же в порочащей деловую репутацию информации содержатся ложные утверждения, они могут и должны быть опровергнуты в суде.
К примеру, утверждение некого блогера, что выпускаемый вашим предприятием напиток отвратителен на вкус, является типичным оценочным суждением. Если же блогер распространяет сведения о том, что при приготовлении напитка предприятие использует некачественные ингредиенты, вы можете опровергнуть его заявление фактами – экспертным заключением, результатами проверки качества напитка и т.д.
Как доказать распространение порочащих сведений
Важным этапом защиты репутации является доказательство распространения сведений. Для этого используются СМИ, интернет-ресурсы, публичные выступления, заявления для прессы и обращения к должностным лицам, а также устные сообщения, переданные хотя бы одному лицу без предупреждения о конфиденциальности сведений.
Суд может отказать в рассмотрении иска, если способ распространения негативной информации не будет указан и подтвержден. Впрочем, с этим аспектом стратегии защиты репутации проблем обычно не возникает. Подтвердить факт распространения несложно: необходимо приложить к исковому заявлению в суд копию газетной статьи, содержащей порочащую информацию, заверенный нотариусом скриншот сайта или соцсети, видеозапись выступления публичного лица либо указать другой способ распространения сведений.
Опровержение порочащих сведений
Признание опубликованных сведений недостоверными, как правило, является основной целью судебного разбирательства. Для защиты своей репутации не обязательно обращаться в суд, внесудебный способ опровержения клеветнической информации возможен в рамках урегулирования гражданского спора. Однако на практике сложно заставить распространителя таких сведений опубликовать опровержение без судебного решения. Поэтому защищать деловую репутацию обычно приходится в суде.
Иски, связанные с защитой деловой репутации, подлежат рассмотрению в арбитражном суде, если речь идет об одном из аспектов экономической и/или хозяйственной деятельности. Это правило действует и для тех случаев, когда в качестве ответчика фигурирует физлицо (автор статьи, блогер, политик либо другое лицо, пользующееся известностью). Когда защита репутации необходима некоммерческой организации, дело рассматривает территориальный суд общей юрисдикции.
Для подобных исков не предусмотрены ограничения по давности события, так как защите подлежит ваше неимущественное право. Исключение составляют публикации в СМИ: требовать их опровержения вы можете лишь в течение года с момента опубликования порочащих сведений.
Для восстановления своей деловой репутации вы можете потребовать:
- опубликовать опровержение ложных сведений в тех СМИ, которые ранее публиковали порочащую информацию;
- отозвать либо заменить документы, содержащие недостоверные сведения;
- удалить опубликованные сведения с интернет-ресурсов;
- изъять экземпляры газет, журналов, листовок и других материальных носителей с порочащими сведениями и пресечь их дальнейшее распространение.
Публикация опровержений, изъятие газетных и журнальных номеров и другие действия должны выполняться за счет ответчика.
Компенсация понесенных убытков
Требование возмещения ущерба, который был причинен деятельности вашего предприятия вследствие публикации порочащих сведений – наиболее сложная часть судебного разбирательства. До 4 декабря 2003 года, когда Конституционный Суд РФ вынес Определение №508-О, юридические лица не имели прав на компенсацию вреда. Но и сегодня суды весьма неохотно выносят решения о возмещении материального ущерба, причиненного публикацией недостоверной информации. Даже если удается добиться компенсации, ее сумма оказывается намного меньше требуемой.
Впрочем, отказываться от компенсации убытков ни в коем случае не стоит. Наши юристы приложат все усилия, чтобы восстановить справедливость, в том числе в отношении финансовых потерь. Обратитесь к нам, чтобы обсудить все аспекты будущего иска, выработать оптимальную правовую позицию и определить основные направления действий юристов в деле по отстаиванию вашей деловой репутации.